4 золотых правила риторики от Наталии Махно

Риторика. Публичные выступления. Наталия Махно.

«Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении» (Цицерон).

Слушая выступления выдающихся ораторов, некоторые задаются вопросом, а правда, что научиться красиво выступать на публику может каждый? Или все-таки риторика – удел избранных? Хочу ответить на этот вопрос, исходя из своего 10-летнего опыта работы тренером ораторского искусства и постановки голоса.

Да, действительно, некоторые люди рождаются с определенными задатками: им легко формулировать свои мысли, они быстро думают и красиво говорят, знают, как привлечь внимание и умеют заинтересовать своими рассказами любого слушателя. Такие люди «оттачивают» свое мастерство с детства. И на интуитивном уровне. Если представители этой категории со временем еще и обучаются риторическим приемам и в совершенстве овладевают правилами и фишками ораторского мастерства – они становятся выдающимися ораторами. Это первая категория людей.

Есть вторая категория людей, которая тоже знает, как сделать свое публичное выступление интересным. Они это понимают подсознательно, где-то глубоко и очень далеко. Они понимают, что всё это знают и умеют. Но проявить себя, как правило, мешают неудачные выступления в прошлом и как результат – стеснение и страх перед любым публичным проявлением сейчас. При чем, кому то для жирного красного креста на публичных выступлениях будет достаточно, например, нетактичного комментария воспитательницы на своем первом утреннике в детском саду.

Хорошая новость в том, что у второй категории есть все шансы перейти в первую категорию. Все не так сложно, как иногда нам кажется. Что для этого нужно:

  1. Желание.
  2. Новые знания об еффективных ораторских техниках и приемах.
  3. Практика.

Давайте сегодня разберем известную формулу Цицерона, как пример золотого правила ораторского искусства.

Высказывание известного древнеримского оратора и философа звучит так: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

Что же хотел этим сказать Марк Туллий? Разберем по пунктам:

«Оратор есть то, кто любой вопрос...»

Конечно, было бы здорово, если бы выступающий разбирался сразу во всех жизненных сферах и в любых вопросах. Это идеальный вариант. Вариант-минимум: вы должны идеально разбираться в теме, с которой выступаете и в теме, в которой вы считаете себя (или хотите называться) экспертом. Это и значит выражение «любой вопрос».

Чтобы повысить свою экспертность в любом вопросе, своим ученикам я советую каждый день выделять 45 мин для изучения новой информации: 15 минут читать книги по своей тематике, 15 минут – смежной тематике и 15 минут – любой другой тематике, в которой вы хотели бы разбираться лучше. Это время также можно посвятить вдохновляющим историям или биографиям известных людей. Так вы разовьете свой кругозор и сможете разговаривать с кем угодно, когда угодно и на какую угодно тему.

Свои 45 минут я распределяю так: 15 мин выделяю на чтение литературы по ораторскому мастерству или постановке голоса, 15 мин – на чтение психологической литературы или материалов по актерскому мастерству и последние 15 мин у меня всегда разные, как говорится, под настроение: от новинок и тест-драйвов спортивных авто до теории струн и происхождения Вселенной :)

«изложит со знанием дела...»

Недостаточно знать материал. Нужно уметь его правильно и интересно донести до своей аудитории. Бывает же так, что студент-отличник заваливает экзамен только потому что очень волнуется и не умеет правильно изложить свои мысли. А не потому что не знает материал. В этом вопросе очень хорошо помогает знание структуры публичного выступления. Как минимум, вы должны знать, что в любом выступлении всегда должно быть 3 элемента:

  1. Вступление. На него приходится 20 % времени вашего выступления.
  2. Основная часть. Здесь уже 60% времени выступления.
  3. Окончание. Оставшиеся 20% времени от обшего времени вашего выступления.

Подробную структуру выступления, универсальную для каждого выступления, мы рассматриваем на моих тренингах по ораторскому искусству. Но вы сможете свое выступление превратить в удачное и запоминающееся уже после выполнения таких нехитрых рекомендаций:

  • О чем говорить в начале выступления?

Так как цель вступления – привлечь внимание аудитории, мы должны всеми возможными способами заинтересовать людей, которые пришли нас послушать. Что для этого подходит: личная история, которая касается темы выступления, интересная статистика или факты, небородатый анекдот, комплимент и проявление искренности с вашей стороны.

  • О чем говорить в середине выступления?

Здесь также мног нюансов, но самое главное – определить цель вашего выступления? Она всегда разная: продать, ознакомить, заинтересовать... Что вы хотите от людей, которые пришли к вам на выступление? Какое действие они должны в итоге совершить? Определили свою цель? А теперь, исходя из этой цели, выстраивайте свое публичное выступление.

  • Чем закончить выступление?

Обязательно должен быть лозунг. А в лозунге в прямой повелительной форме призывайте людей к действию: «Покупайте наши кровати, попробуте наш новый аромат, голосуйте за меня!» И это не все. Очень важно обьяснить людям, какую ценность они получат, сделав это действие. Например: «Покупайте наши автомобили – они настолько прочные и надежные, что даже ваши праправнуки будут на них кататься». «Попробуте наш новый аромат – и вы почувствуете себя самой желанной женщиной мира». «Голосуйте за меня, я сделаю ваш город красивым и чистым, а зарплаты увеличу в 3 раза».

Перейдем к третьему пункту выражения Цицерона:

«изложит стройно и изящно...»

Что значит изящный? Значит изысканно красивый, грациозный, воплощающий в себе тонкий художественный вкус. Есть же такие понятие: изящно говорить. Это значит складно говорить, рисовать словами узоры и красивые картины. Здесь, кстати, могу посоветовать использование оратором описательных прилагательных и сравнений в своем выступлении. Это помогает намного лучше запомнить и вникнуть в рассказ выступающего.

Допустим, вы описываете своего одноклассника. В первом варианте в говорите: «Мой одноклассник – высокий парень, мы дружим давно, его в толпе очень легко заметить». И вариант второй (где вы используете описательные прилагательные): мой одноклассник Вася – высокий парень, ростом с хорошего баскетболиста: 2 метра и 5 см. У него длинные-длинные руки и 46 размер ноги. Рыжие кудрявые волосы и весь нос в веснушках. Голубые глаза цвета неба и настолько приветливая улыбка, что когда его видишь, сразу же хочется расхохотаться.

Ну признайтесь честно, какой вариант описания Васи вы запомните лучше? ;)

«Изложит с достоинством при исполнении».

Что значит эта фраза? Для этого давайте разберем значение слова достоинство. Это морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности за присущие ей морально-нравственные качества.

Давайте приведу простой пример. Выступая перед разной аудиторией, мы подстраиваемся под нее. Для того, чтобы нас лучше поняли и приняли. Но совсем необязательно в аудитории, которая, например, активно использует ненормативную лексику, оратору также включать ее в свою речь. Уважайте себя. Тогда и вас будут уважать.

И в заключении еще раз хочу напомнить о важности цели выступления.

У любого публичного выступления должна быть цель. Это можно встретиться с подружкой или другом за чашечкой кофе в кафе и бесцельно говорить, перескакивая с темы на тему. Но если вы взяли на себя ответственность выступать перед публикой, всегда помните о цели вашего выступления. Если вы хотите получить определенный результат в результате своего выступления – держите цель своего выстуления в голове на протяжение всего выступления. С первых слов и до самого конца. Тогда вы получите тот результат, о котором мечтали.

Желаю вам ярких и успешных публичных выступлений!

С уважением, Наталия Махно, тренер ораторского мастерства и постановки голоса, психолог.